Ржевская мясорубка для немцев. Тотальный разгром немецкой 87-й пехотной дивизии осенью 1942 (2020)
Дивизия нависала над тылами 30-й армии и была постоянной угрозой на северном берегу Волги, занимая выгодный для наступления плацдарм (Коростылевский), с угрозой отделить наш Знаменский плацдарм от основных сил.
В конце лета 1942 наша разведка доложила, что у немцев появились желтые танки — много или мало непонятно, но на карте они были отмечены как танковая дивизия СС «Африка». Перед советски командованием встала задача — откинуть немцев за Волгу с территории по фронту 10 и в глубину 7 километров, с примерно семью тысячами солдат и офицеров противника.
У немцев всего было в достатке и пулеметов и артиллерии. Площадь их плацдарма была так мала, что гаубицы доставали до любой точки и любого места дислокации. Немцы сидели там с зимы 1942 года и хорошо освоились — тактика была проста: положить советскую пехоту пулеметами и добить артиллерией.
Операцию по ликвидации немецкого плацдарма 87-й дивизии разработал генерал-лейтенант Алексей Зыгин, положительно отличившийся в летних боях 1941 года — он дважды вывел из окружения части своей дивизии с минимальными в тех условиях потерями. Под его началом в сентябре 1942 была группировка из 23 тысяч бойцов РККА.
Наступление советских частей было запланировано на 27 сентября и тут произошел интересный и не до конца понятный казус. Немцы заметили сосредоточение советской техники и пехоты, поэтому 26 числа они провели свою разведку и случайно напали на рекогносцировочную группу из 114-й стрелковой бригады, взяли одного пленного, который «развязал язык» только 28 числа, когда было уже поздно. Согласно немецким документам, был это некий капитан Борткевич, но в документах 114-й бригады таких нет и никто 26 числа без вести не пропадал…
Исследователь Алексей Волков пришел к выводу, что командир бригады Красноштанов, служивший некогда в НКВД, утаил информацию о пропаже офицера, чтобы не сорвалась вся операция, а откуда взялся Борткевич и настоящая ли это его фамилия — не понятно. К слову, после войны он вернулся из плена домой.
Общая концепция операции была проста — одним ударом рассечь немецкую группировку на две половины, выйти к Волге, форсировать её и соединиться с советским Знаменским плацдармом.
Поучилось реализовать этот замысле или нет, рассказывает историк Алексей Волков. Вот еще первая часть про образование Знаменского плацдарма — «Успехи Красной армии в «Ржевской мясорубке» летом 1942. О них молчат, потому что не «трупами завалили»» (Алексей Волков, 2019).