Секретная немецкая операция «Кремль». Какую роль в ней сыграл генерал Самохин из Главного Разведуправления? (2021)
Немцы лучше всех понимали, что с падением Москвы советский фронт обрушится так, что западнее Волги Красная армия вообще не сможет выстроить сколь нибудь прочную оборону — так это и было. Эти на первый взгляд очевидные факты активно вбрасывались в Вермахт в виде листовок, газет и пропаганды всю весну 1942 года. К лету отделить правду от вымысла на счет планов германской армии на летнюю кампанию 1942 было уже крайне сложно. Помочь могла только фронтовая разведка, причем конкретно на участке Брянского фронта.
Брянск находится как бы на распутье вероятных наступлений. Накапливание немецких сил там началось в апреле, да вот только куда они будут наступать? На Москву или на Кавказ? И как покажут дальнейшие события, направление Москвы было прикрыто лучше.
Немцы кстати согласно исследованию их документов, прекрасно знали о сосредоточении советских резервов на направлении Ефремов-Елец и вскрыли все новые оборонительные рубежи. Причем данные эти были получены немцами от загадочно попавшего в плен генерал-майора Самохина. Это был не много ни мало — начальник 2-го отдела Главного разведуправления Генштаба. Он получил назначение командовать 48-й армией и в полете к ней, из-за навигационной ошибки просто сел на немецком аэродроме (подробнее с 21 минуты).
А в конце мая 1942, когда скрыть сосредоточение немецких дивизий нацеленных на Кавказ становилось всё сложнее, отдается команда на проведение операции «Кремль». В полосе наших Калининского, Западного и Брянских фронтов, проводится комплекс мероприятий, чтобы убедить советское командование в том, что главный удар будет на Москву.
Про эту операцию есть только одна заметка в военно-историческом журнале за 1961 год и всё… Про неё у нас вообще никто не знает.
Николай Смирнов, исследователь военной пропаганды, рассказывает о стратегических дезинформационных мероприятиях германского командования на восточном фронте в первой половине 1942 г., апофеозом которых стала операция «Кремль». В рамках лекции Николай постарался ответить на следующие вопросы: Когда в германском генеральном штабе начали планировать наступление на Кавказ, и насколько далеко идущими были эти планы? Какие дезинформационные мероприятия планировал вермахт с целью отвлечения внимания противника от южного сектора советско-германского фронта? Как оценивали немецкие планы в Главном разведывательном управлении Генштаба РККА в начале 1942 г., и как менялись оценки с течением времени? В каком состоянии находились Брянский и Западный фронты в апреле-мае 1942 г., и как реагировала на действия немцев их разведка? В чем состоял замысел операции «Кремль», и каков был масштаб мероприятий в рамках этой операции? Как отреагировали штабы Брянского и Западного фронтов на действия немцев в рамках операции «Кремль»? Какова была истинная реакция Ставки ВГК на захваченные документы майора Райхеля? Как можно оценить результативность германских дезинформационных мероприятий 1942 г. в целом и операции «Кремль» в частности?