Смертельный Таран. Правда О Николае Гастелло (Россия) 2008 год
Режиссер: Андрей Грачев
Автор сценария: Евгений Рябинин
В фильме принимает участие сын Николая Гастелло Виктор.
Во время перезахоронения в братской могиле были обнаружены документы совсем других пилотов, которые никогда не летали вместе с Гастелло. Так кто же тогда совершил подвиг, известный всему миру?
Кто же тогда совершил подвиг, который весь мир знает как «подвиг Гастелло»? В этом пытаются разобраться авторы документального фильма «Смертельный таран. Правда о Николае Гастелло». Как случилось, что летчиков Гастелло и Маслова, летавших в одном полку, перепутали? Как погиб экипаж самолета, которым командовал именно Гастелло? И в чем действительный подвиг экипажей обоих самолетов?
В 1951 году, спустя 10 лет после огненного тарана Николая Гастелло, в ЦК компартии Белоруссии было принято решение торжественно перезахоронить героев и поставить им памятник в белорусском поселке Радошковичи. Всеми мероприятиями по перезахоронению руководил местный райвоенком подполковник Котельников.
26 июня, возле деревни Декшняны, при большом скоплении народа, вскрыли братскую могилу и обнаружили планшетку пилота с документами на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова, и медальон стрелка-радиста Григория Реутова. На тот момент военком Котельников не знал, что ни Маслов, ни Реутов никогда не летали в экипаже Гастелло.
26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.
В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:
Самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.
Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло — старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.