Советские подводники гибли сотнями из-за своего разгильдяйства. Провальная попытка прорыва советских подлодок в Балтийское море в 1943 (2020)
Целые подлодки гибли на ровном месте из-за глупости личного состава. При переходе двух подлодок Щ-323 и Щ-406 первого эшелона из Ленинграда в Кронштадт, 1 мая 1943, подлодка Щ-406 вышла из строя, когда командир БЧ-5 пришел на командный пост, решил отдохнуть привалившись к гирокомпасу, нажал рубильник — включился репитер гирокомпаса, короткое замыкание и гирокомпас вышел из строя… С Щ-406 передали на Щ-323, чтобы та шла головной, а они за ними. Впереди были минные заграждения и требовалось повернуть с основного фарватера в месте где на поверхности стоит контрольный буксир «Социализм» с огнями. И вот этого буксира в контрольной точке не оказалось, им командовал молодой командир и сразу после выхода в море просто потерялся в тумане, а утром вернулся в базу. Закончилось всё трагически, Щ-323 ушла вперед и подорвалась на донной мине, её разломило на две части, затонула на 7 метрах, спаслись два человека. Щ-406 несмотря на свою слепость, повернула в нужной точке и дошла до базы благополучно.
Пережившие 1943 года балтийцы, воспринимали его как один из самых критических периодов за всю войну, даже в сравнении с 1941 годом. Немецкий флот ожидал, что в 1942 году состоится штурм Ленинграда и город будет взят. Но город стоял и сдаваться не собирался, а советские подлодки не оставляли попыток прорыва в Балтийское море для нарушений коммуникаций немцев. К началу 1943 года линия минных заграждений «Зееигель» сильно прорядилась, мины отрывались от якорей во время штормов, открывая бреши для подлодок.В 1943 немцы установили минное заграждение «Насхорн» в 13 эшелонированных рядов были установленные 9500 тяжелых якорных мин EMC с противотаральными трубками. Одна половина мин с контактными взрывателями, вторая половина с неконтактными взрывателями, то есть подлодка даже пройдя размагничивание, на расстоянии 10 метров только своим присутствием инициировала взрыв мины. Расстояние между минами EMC было 140 метров, иначе при взрыве одной они начнут детонировать друг от друга, поэтому чтобы достичь расстояния между минами 20 метров, их ставили в 6-7 рядов.
На какой бы глубине не шла подводная лодка, каким бы курсом она не шла — она цепляла хотя бы одну мину, тем более что по расчетам немецких специалистов, подлодки редко ходили прямым курсом.
Бригадой советских подлодок КБФ с 15 февраля 1943 командовал капитан I ранга Верховский, выбор был не очень удачный: «Не мог наладить правильных взаимоотношения с нач. Отдела подводного плавания. В море ходить не любит,. Ни одного похода не возглавил. Много совещается, решения принимает без желания». Аккумуляторных батарей на советских подлодках кстати хватало на 5-6 походов, потом требовалось менять и без 44 ленд-лизовских комплектов батарей, все наши подлодки встали бы у пирса уже в середине войны.
Мирослав Эдуардович Морозов рассказывает про кампанию 1943 года на Балтийском море. Часть 1 — попытка прорыва на немецкие коммуникации советских подводных лодок. Как командование Кригсмарине спланировало блокаду подводных лодок КБФ в восточной части Финского залива? Какие силы и средства были привлечены и как были реализованы планы? Какие планы боевых действий были у командования ВМФ СССР и КБФ в кампании 1943 года? Как проходила кампания 1943 года? Почему подводникам КБФ не удалось прорваться на немецкие коммуникации в 1943 году? Как удалось установить наличие немецких заграждений преграждающих путь из Финского залива в Балтийское море? Какие потери были понесены в подводных лодках КБФ?