Сравним, как немецкие и советские танкисты обогревали зимой свои танки. Советские мучились от жары? (2020)
Любители критиковать «совок», распространяют миф, мол в Т-34 советские танкисты дубели от холода, а немцы якобы имели не только обогреватели в своих танках, но даже и кофеварки. Действительно, Т-64 — это первый советский танк, получивший обогреватель в стандартной комплектации.
Как же на самом деле обогревались немецкие танкисты зимой? Никаких специальных обогревателей у них конечно не было, не было таких систем даже у американцев. Некоторые немецкие танкисты отводили из моторного отсека в боевое отделение трубу (вырезая отверстие в переборке), запитанную на радиатор охлаждения. Способ был опасный, так как при дырявой выхлопной системе, угарные газы могли отравить танкистов. Первые реальные обогреватели появились только в «Пантерах», производящихся с конца октября 1944. Воздух по каналам так же шел от радиатора, как и по вышеописанной методике, но обогревались еще и аккумуляторы.В «Шермане» в часы простоя работал одноцилиндровый двигатель для прогрева масла, очень продуманный и достаточно обогревающий отделение агрегат (не везде был). Еще сразу после остановки советские танкисты накрывали моторное отделение «Шермана» брезентом и тепло сохранялось еще несколько часов.
А как грелись в советских танках? У них так же всё было неплохо продумано, вплоть до специальных печек, крепившихся для марша на корме. Автор видео процитирует немало воспоминаний танкистов, как советских, так и немецких, прочитает документы.