Войска на фронте и весь Советский Союз управлялись из метро. Эксперт-историк про московское метро во время войны (2020)
Вся жизнь Москвы и особенно советских военачальников и аппарата управления СССР в месяцы битвы за Москвы, полностью зависела от метрополитена.
В 20-х числах июля 1941 на, перрон Белорусской-радиальной переехал Генштаб. Он занимал половину перрона станции и уже через месяц переехал на Кировскую, потому, что там же наверху был штаб ПВО Москвы и рядом работал Сталин в ставке ГКО. Во время воздушной тревоги все спускались на станцию Кировская.
В годы войны до реконструкции, станция Кировская выглядела по другому, в первом аванзале находился Сталин, а на расходящихся перронах все остальные. Станция был отгорожена от путей фанерной стенкой. В тупике Белорусская-радиальная, в поезде сидели телеграфистки — это был узел связи Генштаба.
В время бомбардировок Москвы был поврежден смоленский метромост, бомба попала прямо в него. Был поврежден водопровод возле Белорусской, его подтопило, и самое страшное — прямое попадание авиабомбы на перегонный тоннель мелкого заложения между станциям Смоленская и Арбатская Филёвской линии — погибло 13 человек.
Как работало метро? До 18 часов метро в обычном режиме, а после, перед вероятным авианалетом туда могли спуститься все желающие. В вагонах (тогда 4 вагона в составе) и на станции укрывались женщины и дети, в туннелях мужчины. На рельсы клался деревянный настил для удобства. В марте 1943 года метрополитен прекратил работать как бомбоубежище. На станции Динамо кстати изучали нейтрино и зарождался будущий советский атомный проект.
В ночь с 15 на 16 октября 1941 началась частичная эвакуация метрополитена. В частности, начали снимать электромоторы эскалаторов и утром 16-го метрополитен не открылся… в Москве поползли нехорошие слухи и началась паника. Уже днем вышло постановление Сталина за номером 808 о непрекращении работы метро. 17-го метро открылось. 6 ноября прошло заседание на станции Маяковская (полная хроника выступления Сталина).О метро в годы войны рассказывает историк метро Александр Попов. За 1 часа дает просто океан информации и история обороны Москвы, точно для вас заиграет новыми красками.