Почему директор УралВагонЗавода наотрез отказался выпускать танк Т-62 собственной разработки? Откуда взялся украинский след? (2020)
Маршал Чуйков, бывший в то время Главкомом сухопутных войск — пришёл в ярость, когда узнал, что в Нижнем Тагиле еще год назад прошел испытания танк (Объект 166, он же Т-62), имевший пушку калибром 115-мм и который согласно объяснениям представителей ГБТУ не пошел на вооружение, потому что в ходе испытаний у танка сломался балансир.
Явно формальное объяснение Чуйкова не устроило, он не отличался дипломатичными выражениями и после сурового разноса представители ГБТУ отправились в Челябинск, чтобы запустить танк в серию.Но директор завода Иван Васильевич Окунев, конструктора которого и создали танк, наотрез отказался пускать его в серию, сетуя, что уже разрабатывается новая машина. В чем была причина?
Осенью 1960 года, будущий Т-62 испытывался на полигоне, а все выявленные недостатки устранялись на месте и заносились в список. Все изменения, внесенные в ходе испытаний должны были утверждаться научно-техническим комитетом Главного бронетанкового управления (ГБТУ).
Председателем этого комитета был генерал Радус-Зенькович. Три недели главный конструктор танка Леонид Карцев обивал пороги кабинетов НТК ГБТУ в тщетных попытках добиться утверждения внесенных в проект изменений. Радус-Зенькович находил десятки причин, чтобы не подписать список. Наконец-то он согласился поставить свою подпись — завтра. Но на следующий день Леонид Карцев с удивлением узнал, что генерал уехал в отпуск и вернется нескоро.
Причина подобного поведения генерала объяснялась просто. Дело в том, что после принятия на вооружение челябинского «Объекта 166», можно было ставить крест на харьковских разработках Объекта 430. Согласно официальной версии Радус-Зенькович побоялся взять на себя ответственность…