Франц + Полина (2006)
В последний раз тема любви между немецким солдатом и русской женщиной поднималась в фильме «Сталинград» (2013), не менее ярко она показывалась в сериале «1942» (2010). Но в этом фильме данная тема раскрыта максимально ярко, сильно, и главное страшно — так, как и было бы на самом деле.
В фильме нет голливудской красивости и выхолощености: серые дома, темные перелески, пасмурная погода, болота, простые бедные крестьяне и побитые войной солдаты СС.
1943 год, Беларусь, бедная проходная деревня, в которой на постой останавливается взвод элитных немецких солдат СС. Как и немцы местные жители измученны войной, поэтому не удивительно, что молодая девушка Полина влюбляется.. да не в кого-то, а в немца. Причем это не просто мимолетная искорка, а самое настоящее и сильное чувство. СС — не Вермахт, это нацисты и к недочеловекам должны относится соответствующе, командир Франца узнает о связи солдата и девушки. Следующим утром будет отдан приказ, который решит и судьбу Полины и всех жителей деревни. Это война.
Год: 2006
Страна: Россия, Беларусь
Режиссер: Михаил Сегал
Жанры Фильма: драма, военный
В ролях снимались: Адриан Тополь Светлана Иванова Уве Йеллинек Тамара Миронова Валентин Мацапура Андрей Мерзликин Джульетта Геринг Игорь Сигов Виктор Рыбчинский Алексей Колокольцев
Занимательные факты о фильме:
- Картина имеет прямое отношение к Беларуси. Несмотря на то, что фильм был снят российской телекомпанией «Югра», российским режиссером и оператором, его нельзя однозначно определить как российское кино: сценарий белорусский, сюжет фильма повествует о Беларуси и ее народе, съемочная группа как минимум наполовину состояла из белорусов, съемки проходили в Беларуси.
- Картина «Franz + Polina» для 30-летнего режиссера Михаила Сегала, известного рокового клипмейкера («Би-2», «Сплин», «Ночные снайперы», «Ногу свело», «Смысловые галлюцинации»), стала дебютом в полнометражном кино.
- Декорации к фильму были построены на пустом месте в августе-октябре 2004 года под патронажем главного художника Александра Максимовича. Это были 12 настоящих домов с цветочными клумбами, деревьями, выросшими на месте пляжа около деревни Прилепы под Минском. По сюжету деревня сгорает, поэтому сейчас на пляже нет и следа от былого кинодвижения.
- Повесть Алеся Адамовича «Немой», послужившая основой для фильма, сама по себе вещь удивительная — написанная после развала СССР, она вдруг поднимает проблему, которую в советское время старательно замалчивали. Повесть Алеся Адамовича «Немой» вышла в 1992 году в журнале «Знамя». В 1993 произведение было переработано для экранизации. Это был пятый и последний сценарий Адамовича. В 1994 автор умирает. Сценарий он оставил мужу-режиссеру дочери Натальи Шувагиной-Адамович, который скончался через два года.
- Сценарный сюжет претерпел незначительные изменения: весна сменилась зимой из-за сжатых сроков съемочного периода, образованный русскоговорящий немец сменился на простого немца, владеющего только немецким языком. Для обострения сюжета и поддержания атмосферы напряжения был введен новый герой — мальчик Казик, на глазах которого немцы убили всю семью.
- В повести главные герои доживают до 50 лет, правда, им постоянно приходиться жить в страхе и бороться за выживание. На съемки продолжения картины взгляды съемочной группы разделились, но не исключено, что оно будет.