Семнадцать мгновений весны (все серии, 1973)

0 18

Незадолго до капитуляции (февраль-март 1945 г.) Германии во Второй мировой войне, советский разведчик Макс Отто фон Штирлиц работающий в центральном аппарате СД, получает задание выяснить, кто из высших руководителей Рейха ведёт сепаратные переговоры о перемирии с США и Великобританией. Эти переговоры надо сорвать любой ценой, для выполнения этой задачи Штирлиц решает использовать соперничество в высших эшелонах власти Рейха. Выполнить поставленную задачу будет очень непросто.

Сериал создан на основе реальных событий, которые больше известны под названием операция «Санрайз», тогда разведка США вела тайные переговоры с уполномоченным представителем СС при группе армий «Ц» Вольфом. В фильме и оригинальных событиях есть некоторые расхождения, одно из ключевых это — Гитлер, в реальности он дал негласное согласие на ведение переговоров, в фильме же он находится в полном неведении, что якобы и решает судьбу переговоров «без его ведома», хотя, откуда нам знать всех тонкий перепетий политики?
Ниже смотрите Занимательные факты о фильме, много интересного.

Семнадцать мгновений весны. 1 серия



Февраль 1945 года, начало последней весны войны. О том, что поражение Германии неизбежно, догадываются и высших кругах власти Рейха. У Кальенбрюннера возникают сомнения относительно личности Штирлица, отдан приказ о тайной проверке дела Штирлица. Штирлиц возвращается вечером в свой загородный дом, отсылает прислугу, запирает двери и зашторивает окна. Проведя все приготовления, он в обстановке полной секретности принимает шифровку из Москвы. Центр дает ему задание получить информацию о сепаратных переговорах, которые ведутся кем-то из высшего руководства Рейха и союзниками. Становится понятно, что штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц никто иной, как советский разведчик.

Семнадцать мгновений весны. 2 серия



Геринг, Геббельс, Гиммлер, Борман – с подачи кого из этих четверых могли начаться переговоры с американцами? Штирлиц погрузился в аналитические размышления, призвав на помощь весь опыт и знания, накопленные им за годы разведывательной деятельности. Штирлиц направляет к пастору Шлагу «подсадную утку» — агента Клауса с заданием выяснить отношение пастора к движению пацифистов, цели его визита в Швейцарию, отношение его к коммунистам. 15 февраля. Руководитель Гестапо Мюллер на приеме у Кальтенбруннера получает задание проследить за Штирлицем, чтобы доказать или опровергнуть подозрения.

Семнадцать мгновений весны. 3 серия



Штирлиц навещает своих радистов Эрвина Кинна и его беременную жену Кэт, жертвуя конфиденциальностью. Он делится с Эрвином своими переживаниями относительно нового задания. Также Штирлиц высказывает опасения, что в момент родов Кэт может случайно выдать свое происхождение, если вдруг закричит на русском. Он предлагает своим радистам уехать в Швейцарию, однако те оказываются, не желая оставлять его одного без связи. Штирлиц и Эрвин выезжают за город в лес и передают шифровку в Центр. Штирлиц заходит в кабачок «Элефант» и вспоминает, как 10 лет назад перед поездкой в Испанию советское командование организовало здесь ему встречу с женой. Эта встреча была лишь игрой взглядов с разных концов зала, но сколько эмоций было вложено в эти взгляды…

Семнадцать мгновений весны. 4 серия



Штирлиц едет к Эрвину, чтобы получить ответ из Центра. Он обнаруживает, что улица, на которой жили Эрвин и Кэт полностью разбомблена, от их дома осталась только груда камней. Эрвин погиб, Кэт спасли и в состоянии шока доставили в роддом. Во время родов у акушерок возникло подозрение в национальной принадлежности Кэт. Начальник штаба СС обергруппенфюрер СС генерал Вольф по поручению Гиммлера готовится к поездке в Швейцарию для встречи с представителем стран-союзников. Гиммлер и Шелленберг обсуждают детали поездки Вльфа и возможные варианты алиби и обоснований своим действиям в случае провала переговоров. Шелленгберг планирует отправить Штирлица и пастора Шлага вслед за Вольфом – следить за ним.

Семнадцать мгновений весны. 5 серия



Проведение переговоров с американцами, которых представляет резидент стратегических структур США в Европе Аллен Даллес, поручено генералу Вольфу. Подготовительный этап закончен, и стороны приступают к обсуждению деталей. В то же время Штирлиц, разработавший рискованный план по срыву сепаратных переговоров, отправляет Борману письмо, в котором сообщает о предательстве и просит о личной встрече. Получивший послание от «преданного члена НСДАП» Борман теперь имеет козыри в борьбе против одной из самых одиозных фигур третьего рейха. Однако ему нужны доказательства.

Семнадцать мгновений весны. 6 серия

Заручившись поддержкой Шелленберга, Штирлиц тайно вывозит Кэт и ее младенца из госпиталя. По дороге он объясняет ей, что единственный способ выжить — сотрудничество с немецкой разведкой, но при этом она должна тянуть время. На фальшивом допросе Штирлиц, перехвативший Кэт у гестапо, добивается от нее согласия работать на СС. Сотрудники гестапо, прослушивающие пленку, ни в коем случае не должны были заподозрить о том, что допрос — мастерски проведенное представление. Борман заинтересовался письмом Штирлица. Центр торопит Юстаса с проведением операции. Направляясь в бомбоубежище по коридору здания управления безопасности, Штирлиц видит ключ в двери спецсвязи с высшим руководством рейха. Воспользовавшись случаем, Штирлиц звонит Борману. Борман назначает место и время встречи.

Семнадцать мгновений весны. 7 серия



Штирлиц отвозит Кэт с ребенком в специально оборудованную квартиру, где она должна будет имитировать работу и передавать сообщения в Москву. Надзор за ней осуществляют Барбара Крайн и солдат немецкой армии Гельмут. Штирлиц переправляет Плейшнера в Швейцарию, поручив ему явиться на конспиративную квартиру в Берне и передать шифровку в Центр. Но воздух свободы играет с профессором злую шутку. Он не замечает, что явочная квартира, в которую он пришел, «провалена». Плейшнер забывает условия игры, которым обязательно должен следовать профессиональный разведчик. Сотрудники гестапо устанавливают, что отпечатки пальцев на чемодане Кэт и на одном из телефонов правительственной связи идентичны. Мюллер решает проверить «пальчики» всех сотрудников управления, но только негласно.

Семнадцать мгновений весны. 8 серия



Вернувшись домой,Штирлиц застает там Холтоффа, который пытается запугать его якобы имеющимся у Мюллера компроматом. Он ссылается на дело физика Рунге, который в свое время был близок к изобретению атомной бомбы для рейха. Тогда вмешательство Штирлица приостановило эксперименты. Холтофф предлагает Штирлицу бежать за границу. Однако Штирлиц уверен, что явных улик у Мюллера быть не может. Он оглушает Холтоффа и привозит к шефу гестапо c просьбой разобраться в ситуации. Тем временем Мюллер устанавливает, что на чемодане с передатчиком и на телефонном аппарате в комнате правительственной спецсвязи — отпечатки пальцев Штирлица. Мюллер отдает приказ о его аресте.

Семнадцать мгновений весны. 9 серия



В Берне пастор Шлаг встречается с деятелями церкви и политиками, чтобы выполнить задание Штирлица. Штирлиц пытается с помощью Шлага повлиять на ход сепаратных переговоров, проводимых представителями Гиммлера с людьми Аллена Даллеса. Подходя в очередной раз к дому на Цветочной улице в Берне, профессор Плейшнер вдруг вспоминает, как Штирлиц предупреждал его о крайней осторожности. Подняв глаза, профессор видит в окне явочной квартиры цветок — знак, который успел оставить советский разведчик перед тем, как попасть в руки гестапо. Для подтверждения предположения о том, что Штирлиц — русский резидент, Мюллер приказывает Рольфу вытянуть признание у радистки Кэт любыми способами. Склоняя Кэт к сотрудничеству, Рольф выносит ее новорожденного сына на мороз. И Хельмут убивает его.

Семнадцать мгновений весны. 10 серия



Мюллер приказывает отправить полицейские наряды по линии автобуса, на котором скрылись Хельмут и Кэт с ребенком. Приехав в детский приют, эти двое забирают дочь Хельмута…

Семнадцать мгновений весны. 11 серия

Мюллер предлагает Штирлицу свои услуги в его игре с Борманом, мотивируя это тем, что без «папы» Мюллера им не выбраться из Берлина. Штирлицу предстоит вывезти из Германии Кэт с двумя новорожденными детьми. Когда машину останавливает военный патруль, глаза Кэт полны страха. Мгновение — и весь только что пережитый ужас вернется… Но, к счастью, все обходится, они уже по ту сторону границы…

Семнадцать мгновений весны. 12 серия



Из Берна Штирлиц отправляет в Центр шифровку с подтверждением факта сепаратных переговоров между Даллесом и Вольфом. Рейхслейтер Борман приказывает срочно вызвать в Берлин генерала Вольфа. Каждый раз зрители надеются, что Штирлиц напишет записку жене, пусть «по-французски и левой рукой», что он примет решение вернуться в Москву, что больше ему не придется рисковать… Но каждый раз машина везет Штирлица по направлению к Берлину.


Год: 1973 (1 сезон)
Страна: СССР
Режиссер: Татьяна Лиознова
Жанры Фильма: драма, приключения, военный, история
В ролях снимались: Вячеслав Тихонов Леонид Броневой Евгений Евстигнеев Михаил Жарковский Ростислав Плятт Екатерина Градова Олег Табаков Николай Прокопович Юрий Визбор Светлана Светличная

Занимательные факты о фильме:

  • Смотрите так же сюжетную предисторию в сериале «Исаев» (2009).
  • Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера.
  • После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма до единого.
  • Фильм стал настолько популярен, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры.
  • Когда Юлиан Семёнов был на премьере фильма в ФРГ, он встретил реального генерала Карла Вольфа, который к тому времени, да и ранее был достаточно тучным человеком. На вопрос Юлиана Семёнова — как визави Василия Ланового понравился образ, им созданный, Вольф ответил: «Абсолютно не похож». Семёнов пустился на хитрость. Он заметил отставному генералу, что тот должен быть благодарен Лановому за то, что образ Вольфа для многих потомков останется стройным и подтянутым. Вольф хмыкнул, пробормотал, что в этом есть резон, и передал через Юлиана Семёнова для Василия Ланового бутылку коньяка.
  • В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Меллис — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр.
  • Прототипом радистки Кэт стала разведчик Анна Филоненко (в девичестве Камаева), с которой Татьяну Лиознову познакомили специально. Анне, когда она рожала в командировке, удалось кричать не по-русски.
  • Айсман стал одноглазым по воле Татьяны Лиозновой. Леониду Куравлеву не давался характер персонажа. Чтобы помочь ему, Лиознова придумала эту яркую деталь: «сразу появилась биография».
  • В романе нет фрау Заурих. Этого персонажа придумала Татьяна Лиознова, чтобы «очеловечить» образ Штирлица. Лиознова впоминала об этой работе: «…мне так жалко было её отпускать, что я тут же садилась за сценарий и писала продолжение их встреч».
  • Николай Гриценко, игравший роль беседующего со Штирлицем генерала в вагоне, на момент съёмок имел проблемы с памятью и не мог полностью запомнить текст своей роли. Сцена диалога в вагоне была снята как поочерёдная съёмка крупных планов Штирлица и генерала. Когда Гриценко снимали крупным планом, он произносил текст, читая его с размещённых позади съёмочной камеры транспарантов — «шпаргалок». Поэтому в эпизоде Штирлиц и генерал редко запечатлены в кадре одновременно, и в эти моменты генерал почти ничего не произносит.
  • Существует легенда о татуировке на руке у Вячеслава Тихонова, из-за которой в сценах с крупными планами рук Штирлица якобы снимался дублёр. В одном из последних интервью Татьяна Лиознова развенчивает этот миф.
  • Реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то, скорее всего, отказался бы от роли. Характерное движение головой, которое появляется у Мюллера в минуты раздражения, придумали прямо на съемочной площадке: у рубашки Броневого оказался слишком тесный воротник.
  • Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Ю. Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».
  • Историк К. Залесский полагает, что тот образ нацистской Германии, который создан в сериале, скорее больше похож на СССР сталинского времени. Написанная им книга, посвященная разбору всевозможных ляпов в фильме, называется «Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха».
  • Брежнев посмотрел картину только при третьем её повторе по телевидению.
  • Песня Эдит Пиаф «Non, je ne regrette rien», звучащая при воспоминаниях Штирлица о довоенном Париже, была написана в 1956 году и впервые была записана в исполнении Пиаф лишь в 1960 году, таким образом, в хронологии фильма песня звучит за 11 лет до её реального создания.
  • Эпизод с переговорами Вольфа и Даллеса запечатлён также в киноэпопее «Освобождение». Однако здесь обергруппенфюрер отправляется в Берн по приказу Гитлера. Встреча происходит на открытом воздухе, где её и фотографирует советский агент.
  • Сцены в помещениях здания РСХА снимались в Бутырской тюрьме
  • Исполнители этих эпизодических ролей были изначально отобраны консультантом Г. Пипия в одном из училищ пограничных войск.
  • Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой, снимался в московском кафе «Лира», сейчас в этом помещении размещается первый в СССР и крупнейший в Европе Макдоналдс.
  • Здание, в котором якобы находилась конспиративная радиоквартира, где работала Кэт, — на самом деле известный своей архитектурой в стиле «модерн» дом в Москве.
  • Сцена истязаний Катрин Кинн, в которой её ребёнок раздетый лежит на холоде, снималась в павильоне, где в действительности царила жара.
  • Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Катрин Кинн и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.
  • В романе Ю. Семёнова Штирлиц ездит на автомобиле марки «Хорьх» (Horch). На пробах фильма Тихонов действительно снимался на роскошном «Хорьх-853» 1935 года, принадлежавшем известному московскому коллекционеру Александру Алексеевичу Ломакову. Машину утвердили. Но начало самих съёмок затянулось на несколько месяцев. И хозяин машины подписал договор с другой киногруппой на съёмки этого же автомобиля в известном советском боевике «Бархатный сезон» в г. Сухуми. Так Штирлиц стал в фильме ездить на значительно более дешёвом «Мерседес-Бенц-230» 1938 года.
  • Как минимум в трех эпизодах 7-й и 8-й серии использованы кадры из немецкого художественного фильма 1959 года «Die Brucke» («Мост»). Можно разглядеть даже главных героев немецкого фильма.
  • В качестве главного консультанта фильма в титрах оригинальной чёрно-белой версии указан генерал-полковник С. К. Мишин. На самом деле под этим псевдонимом скрывался первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун (в цветной версии уже указан именно он). Упомянутая в титрах фамилия другого консультанта — Колх — псевдоним Георгия Пипии.
  • Председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов, без одобрения которого фильм не мог выйти на экран, просматривал его по ночам — другого времени у него не было. По рекомендации Андропова в фильм внесли только одно изменение: добавили упоминание о германском рабочем движении и Эрнсте Тельмане.
  • Фильм снят на чёрно-белую киноплёнку в обычном формате. Состоит из 12 серий продолжительностью от 65 до 79 минут каждая. В фильме использовано большое количество военной документальной хроники.
  • К 2009 году сериал был полностью колоризирован. Колоризированную версию фильма смотрите на отдельной странице.
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.