Одноразовые танки в войну. Как военное искусство зависит от технических возможностей тяжелой бронетехники? (2021)
У первых в мире танков, английских Mark I, моторесурс был около 6 часов, у Mark V уже около 10 часов — это значило, что танка хватало буквально на один день боев или 50-70 километров, потом его мотору требовалось произвести средний или капитальный ремонт.
Запас хода. Если для танков Первой Мировой войны он редко превышал 100 километров, то во Вторую Мировую у Т-34 по шоссе он составлял до 380 километров и до 230 по пересеченной местности. У Т-72 по шоссе запас хода уже 500-700 километров, по пересеченке 320. Таким образом при вероятном военном конфликте в Европе, когда до Ла-Манша советские танки должны были проехать 1200 километров по прямой, Т-72 пришлось бы сделать 5-7 дозаправок, если не больше. Первая заправка была бы в районе Брюсселя.
Гусеницы. У первых Mark I они жили 70-80 километров без замены и ремонта. У танков Второй Мировой войны, например у Т-34, этот показатель был чуть больше за 1000 километров. У Т-54 и Т-55 ресурс гусениц в районе 2-3 тысяч километров. Т-62 и Т-72 уже могли похвастаться прочными гусеницами из новых сплавов с ресурсом до 10 тысяч километров.
Моторесурс. Ранние Т-34 требовали ремонта двигателя уже через 50-70 часов работы, поздние жили до 350 часов и этот показатель примерно равен американскому танку «Шерман» того же периода. Т-72 имеет моторесурс около 500 часов. Двигатель «Абрамса» AGT-1500 без проблем работает 1500 часов.
Видео о том как ТТХ танков вывели тактику, оперативное искусство и стратегию на новый уровень танкового блицкрига.