Все сбитые немцы капитана Круглова из 124-го ИАП. Преданные забвению советские летчики 1941-го (2020)
Этот большой немецкий разведчик «Дорнье» Do251B-3 (№0068) из группы Ровеля, был сбит Кругловым в районе Малоярославца 7 августа 1941 и совершил вынужденную посадку. Сохранились даже воспоминания радиста унтер-офицера Штирнвайса, при этом и советские и немецкие сведения совпадают до мелочей.
«Дорнье» должен был сфотографировать аэродром под Тулой. По дороге на Тулу и на обратном пути за самолетом, тянулся инверсионный след, что выдавало машину. Стрелок Крамер не сидел в нижней ванне, потому что его глаза болели из-за сквозняка в месте крепления пулемета. Внезапной атакой истребитель Круглова поразил водяные радиаторы обоих моторов немецкого самолета — левый загорелся, правый задымил.
А дальше была вынужденная посадка и встреча с местными жителями: «Лопасти моторов пропахали землю, поскольку нижний люк был открыт, кабина наполнилась землей. Земля погасила пожар двигателя. Я вытащил один из пулеметов из бокового окна, а затем выбрался сам. К самолету подошли гражданские, один из них был с вилами. Увидев пулемет мужчина опустил вилы и больше не приближался. Мы все были одеты в комбинезоны с электроподогревом, которые скинули, собираясь бежать от самолета, но тут появились солдаты с криками «Стой!». Они окружили нас со всех сторон, оставалось только сдаться».
Михаил Тимин рассказывает про неизвестного героя ВВС Красной Армии. Кто сбил первый немецкий самолет в небе над Тулой летом 1941 года? Каковы обстоятельства воздушного боя? Кто был противником советского летчика? Как проходили и чем закончились поиски отличившегося пилота?
Речь пойдет в основном про Николая Яковлевича Круглова. С ноября 1941 помощник командира 441- ИАП, погиб тогда же. Был похоронен на кладбище в городе Тула. К сожалению никаких обстоятельства гибели героя на данный момент установить не удалось. В Тульском краеведческом музее прекрасно знают про 171 ИАП, а про другие воевавшие в небе Тулы полки не знаю ничего.