Охота на «лис». История одного предательства (Россия, студия «Крылья России») 2003 год
Режиссер: Георгий Ратушев
Беленко, Виктор Иванович (род. 15 февраля 1947, Нальчик) — советский лётчик-перебежчик. 6 сентября 1976 года перелетел в Японию на перехватчике МиГ-25. Получил политическое убежище в США.
6 сентября 1976 года на дальневосточном военном аэродроме «Чугуевка» проходили плановые полеты. Внезапно поступило сообщение о том, что один из перехватчиков Миг-25 не вернулся. А через несколько часов стало известно, что замполит эскадрильи Виктор Беленко приземлился в японском гражданском аэропорту «Хакодате».
Советское правительство развернуло невиданную по масштабам операцию по возвращению Беленко. Однако позднее выяснилось, что бывший замполит отнюдь не горел желанием снова увидеть Родину.
Что заставило Беленко пойти на предательство? Кто он — перебежчик или завербованный агент? Что нужно было сделать, чтобы вернуть самолет, попавший в руки врага?
О том, как развивались события в сентябре семьдесят шестого, как американская и израильская разведки охотились за самолетом и что на самом деле заставило старшего лейтенанта пойти на угон, рассказывает этот фильм.
Возможные причины побега
Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками, что частично соответствовало действительности.
За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта МиГ-25П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал.
Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитана и с назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.
На 6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включен в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника.
Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании «старший лейтенант» у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил. Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.