Самые первые бои МиГов с «Сейбрами» в небе Кореи. Первый блин комом, но зато потом! (2021)
На корейский фронт американские «Сейбры» прибыли как раз в тот момент, когда с этого фронта для переучивания китайских летчиков на реактивную технику были отведена в тыл советские 151-я и 28-я Гвардейские авиационные дивизии. Их место на фронте заняла 50-я истребительная авиационная дивизия из 29-го 177-го ИАП, причем на самолеты последнего полка, были уже нанесены не китайские, а северокорейские опознавательные знаки.
17 декабря 1950 года «Сейбры» вылетели на первое боевое задание. Обнаружив над замершей рекой Ялудзян группу советских самолетов из 177 ГвИАП, 336-я американская авиаэскадрилья начала заходить ей в хвост.
Советские летчики ничего не предпринимали, приняв не встречавшиеся до этого в Корее «Сейбры» за МиГи из 29-го ГвИАПа.
Но тут внезапно командир 336-й американской эскадрильи, подполковник Брюс Хинтон, сбил самолет будущего генерал-майора авиации, майора Якова Никоноровича Ефромеенко — он катапультировался на парашюте.
19 декабря чуть не был потерян еще один МиГ-15. 18 крупнокалиберных пуль получил самолет лейтенанта Валентина Бондаренко из 29-го ГвИАП. В частности у него были повреждены шланги гидросистемы управления рулем высоты. Бондаренко, сбивший ранее 9 и 12 декабря два «Шуттингстара», решил катапультироваться и сбросил фонарь кабины. Но система отказала и он прилагая неимоверные усилия, сумел довести самолет в Аньдун и посадить на аэродроме.
Долгое время считалось, что первый «Сейбр» был сбит 21 декабря капитаном Иваном Юркевичем из 29-го ГвИАПа, который во время Великой Отечественной войны сбил три немецких и 4 финских самолета. В тот день Юркевич подбил «Сейбр» тремя снарядами, но американцы это боевой потерей не признали, так как истребитель разбился при посадке.
На сегодняшний день научный консенсус состоит в том, что первый «Сейбр» сбил зам. командира первой эскадрильи 177 ИАП капитан Воробьев.
Подробности в видео и много еще интересного. Другие ролики от этого же автора: первый, второй, третий.