Как ветераны-афганцы подавляли бунт в Баку: «Если нам сегодня суждено погибнуть, так тому и быть!» (2021)
«Мы были десантниками 56-й Гвардейской десантно-штурмовой бригады. Народ был опытный, почти все прошли Афганистан. Мы получили боевую задачу на марше от командира бригады полковника Евневича.
Вскоре мой гранатометный взвод в полном составе, то есть в количестве 22-х человек с АКС-74 и двумя АГС-17 — остальные 4 мы сдали на склад РАВ бригады, уже сидел в своих штатных БТРД с номерами 404, 405 и 406.
Мы начали 60-километровый марш на город Мары, БТРД наши бежали ходко, впрочем это была практически новая техника.
После обеда мы уже были на аэродроме Мары-2. Ил-76 стояли на взлетке и практически сразу началась погрузка подразделений. В каждый борт грузили по три БТРД, БМД и 50 человек личного состава. По мере загрузки самолеты улетали. Я зашел в кабину к пилота и спросил — куда же мы наконец летим? Ответ был краток, аэродром Кюрдамир, Азербайджанская АССР.
Что ждет нас там? Неожиданно я понял свое упущение и приказал замком взвода раздать бойцам индивидуальные перевязочные пакеты, а так же раздать нарезанные кровоостанавливающие жгуты из камеры, приготовленной заранее».
Далее они прилетели, разгрузились и попали почти на войну: «Невооруженным взглядом было видно, что накануне здесь шел бой. Переглянувшись с капитаном мы отдали своим подчиненным команды — «к бою» и «окопаться». Развернули АГС, но что он мог сделать против танков и АГС?
Тут меня осенило, я отправил пару бойцов собрать в округе пустые бутылки, мы остановились первую попавшуюся машину и реквизировали у водителя 10 литров бензина. Самое больше — 15 минут от начала работ, у наших солдат уже были бутылки с зажигательной смесью.
Примерно через час на пригорке показались две БМП и тентованный ЗИЛ-131. Уверен, что в тот момент каждый из нас понимал, что шансов выстоять в предстоящем бою и выжить у нас нет».
Воспоминания Магерамова Александра Арнольдовича, принимавшего участие в эвакуации армянского населения из Баку в январе 1990 года. Азербайджанцы тогда вырезали целые армянские семьи с негласного попустительства милиции.