Чудовищные потери истребителей МиГ-3 в первые дни боев июня 1941 года. В чем причина? (2019)
9-я смешанная авиадивиия полностью потеряла все 237 истребителей МиГ в первые три дня после 22 июня 1941-го и фактически перестала существовать. Комдив Черных был расстрелян.
Утром 22 июня 1941 года в пяти приграничных округах насчитывалось 917 МиГ-1 и МиГ-3. Через двое суток из этого числа осталось только 384 машины этих типов — это наглядно демонстрирует чудовищный уровень потерь, которые и в относительном и в штучном измерении были самые большие в советской авиации.
Погибли вероятно и 99 новеньких машин, направленных военной приемкой с завода №1 через несколько часов после начала боевых действий на аэродром Орша. Погибло много опытных пилотов.
МиГ появился весной 1940 года, тогда был построен опытный прототип И-200 с двигателем АМ-35 мощностью 1400 л.с. Машина показала отличные высотные характеристики, так на высоте 7000 метров самолет разгонялся до 640 км/ч, что на уровне самых перспективных западных образцов. Его сразу решили использовать в качестве высотного перехватчика.
Испытания прошли успешно — было выявлено всего 118 дефектов. Для сравнения, при приемке самолета Лавочкина ЛаГГ-3 дефектов было около 400, а ЯК-1 вообще с первого раза не прошел всю программу испытаний.
МиГ-1 был пущен в серийное производство. Главным его недостатком была неудовлетворительная продольная статическая устойчивость из за задней центровки — самолет легко попадал в штопор и с трудом выходил из него, летчик постоянно находился в напряжении и быстро уставал.
С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых манёвренность МиГ-3 резко ухудшалась. Производство истребителя прекратили в декабре 1941.