Великий диктатор (1940)

0 8

8.50

Этот фильм — самая смелая комедия в истории кино. Перед вами едкая пародия на Гитлера и его ближнее окружение, едкая во всем — от идеологии, до имен и внешнего вида. Пара примечательных фактов: фильмы вышел в прокат в 1940 голу (пик могущества Третьего Рейха), достоверно известно, что Гитлер лично смотрел его в том же году, после чего объявил Чаплина своим личным врагом.
Сюжет закручен невероятно. Часть его прямо заимствована из политических событий Германии начала 30-х годов: борьба с евреями, расправа Гитлера над штурмовиками СА, первые Гетто и концентрационные лагеря, оккупация Австрии.
1918 год, Первая мировая, скромный и непутевый еврей спасает жизнь своему товарищу Шульцу, но при этом получает травму головы от которой у него развивается сильная амнезия. Проходят годы, которые в памяти еврея отпечатываются парой недель и он выходит на свою прежнюю работу цирюльником. Будучи хорошим работников, он очень переживает за свою цирюльню  и однажды ввязывается в драку со штурмовиком когда тот пишет на витрине слово «еврей». За время амнезии в его стране Томэнии произошли кардинальные изменения. К власти пришел диктатор Аденоид Хинкель, который хочет иметь власть над всем миром, для этого ему нужны деньги от еврейских банкиров, а если те их не дадут, то он их уничтожит. На помощь к нашему герою приходит его старый друг Шульц, он сам штурмовик и разрешает конфликт с цирюльней. Шульц, осознавший гибельность и бесчеловечность политики Хинкеля, в лицо заявляет ему протест, но у Хинкеля разговор с оппозицией короткий — Шульц попадает в концлагерь. Однако ему удаётся оттуда бежать, и он укрывается в гетто, где вместе с цирюльником и его соседями планирует заговор против Хинкеля.


Год: 1940
Страна: США
Режиссер: Чарльз Чаплин
Жанры Фильма: драма, комедия, военный
В ролях снимались: Чарльз Чаплин Джек Оуки Реджинальд Гардинер Генри Дэниелл Билли Гилберт Грейс Хейл Картер Де Хейвен Полетт Годдар Морис Москович Эмма Данн

Занимательные факты о фильме:

  • Перед началом ленты на экране появляется надпись, говорящая о том, что совпадение между Хинкелем и евреем из Гетто совершенно случайно.
  • Речь Хинкеля в начале фильма — весьма правдоподобная пародия на ораторский стиль Гитлера. Интересна сцена, в которой цирюльник бреет клиента под звуки Венгерского танца № 5 Иоганна Брамса. Но самая известная сцена фильма — та, в которой очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом (вернее, с воздушным шаром в виде глобуса) под звуки увертюры Вагнера «Лоэнгрин».
  • В конце фильма, трибуной для выступления является монумент, на котором написано слово «Liberty» (Свобода). Это можно заметить в тот момент, когда герой Чаплина поднимается по ней.
  • Более скрытым политическим посланием было то, что некоторые вывески на домах в еврейском гетто были написаны на эсперанто (международный язык эсперанто был создан Лазарем Заменгофом, польским евреем).
  • Ещё одной знаменитой сценой стала встреча Хинкеля и Бензино Напалони. Хинкель, чтобы подчеркнуть своё превосходство, пытается сесть выше Бензино Напалони. Затем они соревнуются в парикмахерской — кто выше сядет в поднимающемся кресле. Идея сцены появилась во время встречи Чаплина с королём Бельгии, который также намеренно садился на стул с более высокими ножками, чем был у Чаплина.
  • Идея фильма возникла из-за сходства «бродяги» (герой Чаплина во многих фильмах) и Гитлера, прежде всего из-за усов. Были и другие пункты сходства между Чаплином и Гитлером: оба родились в апреле 1889 года (Чаплин был всего на четыре дня старше Гитлера) и выросли в бедности. Также Чаплина волновал рост преследований евреев в Европе в тридцатых годах, о чём он узнавал напрямую от своих европейских друзей и коллег-евреев. Чаплин работал над сценарием в течение 1938 и 1939 годов. Съёмки начались в сентябре 1939 года, через неделю после начала Второй мировой войны. Через шесть месяцев, к моменту окончания съёмок фильма, Франция уже была захвачена нацистами. Речь в конце фильма была введена в сценарий уже во время съёмок, она была написана Чаплином под впечатлением событий в Европе.
  • Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы (например, «Mortal Storm» и «Four Sons»), не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.
  • Когда позднее журналисты спрашивали Чаплина о создании фильма с таким щекотливым сюжетом, Чаплин отвечал: «В ходе создания фильма мне стали приходить беспокойные письма из „United Artists»… однако я был полон решимости доделать этот фильм, потому что Гитлер должен был быть высмеян».
  • В документальном фильме «The Tramp and the Dictator» (2001 год) сообщается, что фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями[1]). По данным IMDb, Чаплин, услышав, что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
  • Согласно мемуарам маршала К. А. Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.
  • В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать „Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
  • Раскрыть тему истребления евреев нацистами в форме обличительной комедии в 1997 году попытался режиссёр Роберто Бениньи в фильме «Жизнь прекрасна» (1997).
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Принять Подробнее