Советские разведчики в Афгане в начале войны: «У танка башня на 60 метров подлетела! Когда мы подошли — там экипаж на атомы…» (2021)
Первые 2-3 месяца был бардак и дурдом, настоящая равзеддеятельность началась после. Как выглядела разведка? Выезжали на нейтралку, встречались с лазутчиками. Активно работали с советниками, которые были при 17-й афганской пехотной дивизии. Равзедрота — 23 человека. Конкретно главный герой интервью Павел Ширшов, был при роте мехводом БМП, а потом танка Т-55. Разведрота относилась к 5-й гвардейской мотострелковой дивизии и служил он в числе первых вошедших в Афганистан.
Так например первое время они не знали про минную опасность и были подрывы с большими потерями, итальянских мин к тому времени еще не завезли. Наибольшую опасность представляли гранатометы, по Ширшову стреляли три раза, мимо.
БМП была непригодной для вождения в горах машиной — на подъеме вообще ничего не было видно, поэтому делали так — фиксировали газ, залазили на край люка и ногами штурвал вели, чтобы хоть что-то было видно.
Еще на глазах Павла взорвался танк Т-54 на противоднищевой мине. Он сидел как заряжающий: «Треск короткий и че то в воздухе начинает лететь, Голову поднимают, смотрю — летит крутится башня танка. Летит-летит, крутится. Когда она упала, весь танк на котором сидел Павел, вздрогнул. Почти 15 тонн с высоты 60 метров рухнуло об землю».
Два часа рассказывает Павел Викторович Ширшов. В декабре 1979 года по вполне понятным причинам ещё никто не мог поделиться с мотострелками накопленным боевым опытом, ещё никто толком не знал с чем именно придётся столкнуться советским солдатам. Не было и обкатанной практики организации военно-полевого быта — вот уж где раздолье для знаменитой солдатской смекалки! Павел Ширшов начинал службу в разведроте механиком-водителем боевой машины пехоты, был санинструктором, носил радиостанцию, а заканчивал службу уже в качестве заряжающего, сменив свою БМП на танк Т-55.