Убежали из афганского плена на самолете. Единственное полное интервью с Героем России Владимиром Шарпатовым (2020)
3 августа 1995 года российский Ил-76 с грузом патронов на борту полетел в Афганистан доставлять их «Северному альянсу». Над страной назначения самолет перехватили два истребителя «Талибана» — группировки противостоящей альянсу. Ил-76 принудили к посадке в Кандагаре и весь экипаж из 7 человек взяли в плен.
Рассказывает командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов (бородатый). Он предложил экипажу отращивать бороды, чтобы больше походить на афганцев и сделать из мешков подобие их одежды для побега — на второе почти все из экипажа не согласились.
Потом талибы попросили выучить их летчиков на Ил-76, он отказал (в худ. фильме «Кандагар» согласился), но сказал им, что в такую жару масло в двигателях загустеет, закоксуется и приведет их в негодность. А так же обтечет смазка на шарнирах, заглушки на приемнике воздушного давления не поставлены и другие проблемы.
Раз надо обслуживать машину, то талибы начали экипаж для этого возить к самолету. Но не весь, часть разумно оставляли в заложниках. Весной следующего года начальника тюрьмы сменили на менее бдительного и однажды весь экипаж в наглую залез в автобус, без заложников…
Пробовали рулежку на ВПП и как будто можно было сразу улететь, но оставался вопрос с истребителями талибов. Владимир Шарпатов тогда сразу подсчитал, что истребитель имеет топлива на 40 минут полета, 10-15 минут на вылет за ними и если их Ил-76 полетит над землей на скорости 600 км/ч, чтобы его не засекли радары, то истребитель догонит их борт только через 25 минут. Значит — бегство на самолете рабочая идея.
Продолжение в видео. Владимир Шарпатов лично рассказывает про бегство на Ил-76 из Кандагара.