Вездеходы ЗиЛ для Советской армии, испытания. Фильм для внутреннего пользования (1963)
В конце 1950-х годов перед Московским заводом имени Лихачева, была поставлена задача создать автомобиль, способный по проходимости конкурировать с гусеничными машинами. Решение этой принципиально новой задачи, было начато с постройки экспериментальных макетных автомобилей.
На первом макетном автомобиле шины были настолько мягкие, что рессоры почти не работали, поэтому следующий автомобиль не имел рессор и оси его были жестко закреплены в корпусе.
В результате накопленного опыта, был построен опытный 4-х колесный автомобиль высокой проходимости ЗиЛ-134 — в нём давление в шинах широкого профиля регулировалось из кабины специальным рычагом. На выбитых дорогах ЗиЛ-134 мог двигаться со скоростью 60 км/ч, преодолевать преграды, которые неподвластны гусеничной технике: двухметровые рвы, метровые стенки, крутые склоны в 40 градусов.
ЗиЛ-134 проектировался как артиллерийский тягач, поэтому большую часть испытаний таскает за собой пушку. Испытания проходят в болотах с илистым дном и торфяном болоте, без одного переднего колеса, в снежных сугробах, заснеженном лесу, ну и конечно же распутица.
Замечательный советский фильм завода ЗиЛ, недавно оцифрованный и опубликованный в сети. Во второй половине фильма про испытания ЗиЛ-135Б без рессор, ЗиЛ-135Л для перевозки ракетной установки, ЗиЛ-135К уже с ракетой.