«Партизанский Клин». Как поезда пускались под откос без взрывчатки? (2021)
Именно этот клин позволял пускать под откос эшелоны целиком, как это многие видели в хронике.
В одном из партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны воевал Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе — известный партизанский изобретатель. До войны он работал на железной дороге и получил образование инженера. С 1939 года лейтенант Шавгулидзе служил в железнодорожных войсках, а в начале войны воевал на территории Украины, где был ранен и попал в плен.Летом 1942 года Шавгулидзе бежал из плена и вступил в партизанский отряд в районе Минска. За годы войны партизаны пустили под откос более 11 тысяч немецких эшелонов, при этом они довольно часто испытывали трудности с наличием достаточного количества взрывчатки для подрыва рельсов, поэтому зимой 1942 года Шавгулидзе изобрел и изготовил первый экземпляр специального устройства, с помощью которого можно было пускать поезда под откос без взрывчатки.
Эта штука получила название «Клин Шавгулидзе» — это клин весом 20-25 килограмм и представляет собой металлическую плашку, закрепляемую на болтах к рельсе, которая обеспечивала гарантированный сход состава.
Уникальность клина заключалась в том, что подрыв рельсов под паровозом нередко повреждал пневмосистему тормозов поезда и состав сразу тормозился — в кювет улетал только паровоз. С клином в откос улетал весь эшелон целиком. Далее в видео о применении клина и его послевоенное использование.