Реактивный истребитель-перехватчик Су-5. Первый советский реактивный самолет в Великую Отечественную войну (2021)
Этот советский истребитель с комбинированной силовой установкой, стал ответом на появление реактивных самолетов у противника. В середине 1940-х в СССР наметилось значительное отставание в области реактивной авиации, связанное с недооценкой её перспектив советскими военными.В феврале 1944 года, ГКО принял решение о создании в системе наркомата авиационной промышленности НИИ №1, который должен был стать центром реактивного двигателястроения. В мае 1944 ГКО обязало главных авиаконструкторов СССР: Сухого, Микояна, Лавочкина и Яковлева, приступить к созданию самолетов реактивными двигателями.
Павел Осиповоич Сухой получил два задания. Спроектировать и построить экспериментальный одноместный самолет с мотором М-105А и дополнительным ВРДК конструкции и постройки ЦИАМ (конструкторы Фадеев и Холщевников). Второй вариант был с дополнительным РД-1 конструкции Глушко.
Создание летного экземпляра сильно затянулось.Построенный самолет, которому дали название Су-5, 6 апреля 1945 года поднял в воздух летчик-испытатель Комаров. До конца октября было выполнено 42 испытательных полета — из них 11 с включенным ВРДК. Включение ВРДК увеличивало скорость у земли на 90 км/ч, а на высоте на 110 км/ч, что было на 20-30% меньше расчетного знания. На высоте 4350 метров была достигнута максимальная скорость 793 км/ч.
Когда реактивный двигатель сломался, работы по самолету остановили. А дальше советские авиаконструкторы использовали немецкие разработки, но это уже другая история.